СДВГ-шник или просто непоседливый: найди у себя симптомы
«Руки динозавра», болтливость, частая смена работы и другие симптомы СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это не особенность поведения и не результат плохого воспитания. Это сложное неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое коренным образом влияет на жизнь человека. Его понимание критически важно для создания поддерживающей среды как для детей, так и для взрослых.
СДВГ – хроническое состояние, обусловленное особенностями в структуре и функционировании головного мозга. Ключевые отличия наблюдаются в префронтальной коре, базальных ганглиях и мозжечке. Эти области отвечают за исполнительные функции:
- самоконтроль: сдерживание импульсивных реакций;
- рабочая память: удержание и манипуляция информацией в уме;
- когнитивная гибкость: способность переключаться между задачами;
- планирование и организация.
Нарушение передачи ключевых нейромедиаторов – дофамина и норадреналина – приводит к дефициту этих функций.
СПРАВКА. СДВГ имеет высокий уровень наследуемости (около 70-80 %), что подтверждается многочисленными исследованиями.
СИМПТОМЫ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ (ПО DSM-5)
Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам 5-го пересмотра (DSM-5), симптомы делятся на две группы.
1. Невнимательность:
- неспособность уделять внимание деталям, совершение ошибок по небрежности;
- трудности удержания внимания на задачах или игровой деятельности;
- «глухота» к обращенной речи, кажется, что не слышит говорящего;
- неспособность следовать инструкциям, незавершение дел;
- трудности в организации задач и деятельности;
- избегание или отказ от задач, требующих умственных усилий;
- частая потеря вещей, необходимых для выполнения задач;
- легкая отвлекаемость на внешние стимулы;
- забывчивость в повседневной деятельности.
2. Гиперактивность и импульсивность
Присутствуют как минимум шесть симптомов из данной группы (для детей до 16 лет):
- беспокойные движения, постукивания руками или ногами, ерзание на месте;
- вскакивания с места в ситуациях, когда нужно сидеть;
- бесцельная беготня или лазанье в неположенных ситуациях;
- неспособность тихо играть или заниматься чем-либо;
- действия «как будто заведенный мотор»;
- чрезмерная болтливость;
- выкрикивание ответа, не дослушав вопрос;
- нетерпение, неспособность ждать своей очереди;
- вторжение в чужие разговоры или игры.
Важные особенности – симптомы должны:
- проявляться в течение не менее шести месяцев;
- наблюдаться в двух и более локациях (например, дома и в школе/на работе);
- являться несоответствующими уровню развития человека;
- наносить значительный ущерб социальной, учебной или профессиональной деятельности;
- не быть следствием другого психического расстройства.
Помимо основных симптомов, у людей с СДВГ часто наблюдаются:
- двигательная неловкость: частые спотыкания, падения, проблемы с мелкой моторикой (почерк);
- нарушение координации: трудности с командными видами спорта, требующими сложной моторной планировки;
- сенсорная чувствительность: гипер- или гипочувствительность к звукам, текстурам, свету.
«РУКИ ДИНОЗАВРА» (T-REX ARMS) – НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ, НО ЯРКИЙ МАРКЕР
Это понятие распространено в сообществах людей с СДВГ и аутизмом. Оно описывает характерную позу, когда человек держит руки согнутыми в локтях и прижатыми к груди, с расслабленными кистями, напоминая короткие лапы тираннозавра. Это поведение может быть:
- сенсорным феноменом. Поза оказывает успокаивающее, организующее воздействие на нервную систему, снижая тревогу и помогая сконцентрироваться.
- проявлением энергосбережения. Нейротипичные люди часто используют широкую, открытую жестикуляцию. Для мозга с СДВГ, который и так тратит много ресурсов на контроль и координацию, это может быть энергозатратно. «Руки динозавра» – энергоэффективная, эргономичная поза по умолчанию.
ВАЖНО. Это не диагностический критерий, но красноречивая иллюстрация того, как неврологические особенности проявляются в телесных практиках.
СДВГ У ДЕТЕЙ: БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО «АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК»
У детей СДВГ часто маскируется под лень, неусидчивость или плохой характер. Проблемы возникают в школе: несмотря на нормальный или высокий интеллект, ребенок может хронически не реализовывать свой потенциал из-за трудностей с организацией, запоминанием заданий и контролем импульсов.
Социальные взаимодействия страдают из-за импульсивности: ребенок может перебивать, не соблюдать правила игры, что приводит к отвержению сверстниками. Это формирует низкую самооценку и тревожность.
СДВГ У ВЗРОСЛЫХ
СДВГ не «перерастается». С возрастом гиперактивность часто трансформируется во внутреннее беспокойство, а на первый план выходят проблемы организации, прокрастинация, трудности с управлением временем и эмоциями. Взрослые с недиагностированным СДВГ могут:
- менять места работы из-за «скуки» или конфликтов;
- иметь финансовые проблемы из-за импульсивных трат;
- испытывать сложности в отношениях из-за эмоциональной дисрегуляции;
- страдать от повышенной тревожности и депрессии как сопутствующих расстройств.
ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
Без диагностики и поддержки СДВГ серьезно снижает качество жизни. Повышаются риски:
- академической и профессиональной неуспеваемости;
- травматизма из-за импульсивности и невнимательности (ДТП, бытовые травмы);
- попытки самолечения с помощью психоактивных веществ;
- психических расстройств: тревожные расстройства, депрессия, биполярное расстройство (коморбидность достигает 50-70 %);
- социальной дезадаптации: трудности с созданием и поддержанием семьи, дружеских связей.
Однако при правильном подходе (терапия, медикаментозное лечение) люди с СДВГ могут не только успешно адаптироваться, но и использовать свои сильные стороны: креативность, нестандартное мышление, гибкость, энтузиазм и способность «гиперфокусироваться» на интересующих задачах.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯЛЮДЕЙ С СДВГ
Образовательный процесс требует адаптации.
1. Четкие, короткие инструкции, разбивка больших задач на маленькие шаги.
2. Минимизация отвлекающих факторов – отдельная парта, наушники с шумоподавлением.
3. Двигательная активность – разрешение тихо ерзать, использование антистресс-игрушек, возможность вставать и двигаться.
4. Визуализация – использование планеров, чек-листов, цветных маркеров.
5. Немедленная обратная связь и поощрение.
6. Акцент на сильных сторонах – проектная деятельность, творческие задания.
КТО И КАК ДИАГНОСТИРУЕТ СДВГ?
Диагностика – это комплексный процесс, который в России имеют право проводить только врачи-психиатры. Также к процессу могут подключаться клинические психологи и неврологи. Процесс включает:
1. Подробный сбор анамнеза (истории жизни и симптомов).
2. Стандартизированные опросники.
3. Патопсихологическое исследование: проводится клиническим психологом для оценки когнитивных функций.
4. Исключение других причин: проверка слуха, зрения, функции щитовидной железы и т. д. Важно дифференцировать СДВГ от тревожных расстройств, последствий травм, расстройств аутистического спектра.
Своевременная диагностика и грамотная поддержка позволяют человеку с СДВГ превратить свои особенности в сильные стороны и построить успешную, полноценную жизнь.
Подписывайтесь на наш дзен-канал