СДВГ-шник или просто непоседливый: найди у себя симптомы

«Руки динозавра», болтливость, частая смена работы и другие симптомы СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это не особенность поведения и не результат плохого воспитания. Это сложное неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое коренным образом влияет на жизнь человека. Его понимание критически важно для создания поддерживающей среды как для детей, так и для взрослых.no-image

СДВГ – хроническое состояние, обусловленное особенностями в структуре и функционировании головного мозга. Ключевые отличия наблюдаются в префронтальной коре, базальных ганглиях и мозжечке. Эти области отвечают за исполнительные функции:

  • самоконтроль: сдерживание импульсивных реакций;
  • рабочая память: удержание и манипуляция информацией в уме;
  • когнитивная гибкость: способность переключаться между задачами;
  • планирование и организация.

Нарушение передачи ключевых нейромедиаторов – дофамина и норадреналина – приводит к дефициту этих функций.

СПРАВКА. СДВГ имеет высокий уровень наследуемости (около 70-80 %), что подтверждается многочисленными исследованиями.

СИМПТОМЫ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ (ПО DSM-5)

Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам 5-го пересмотра (DSM-5), симптомы делятся на две группы.

1. Невнимательность:

  • неспособность уделять внимание деталям, совершение ошибок по небрежности;
  • трудности удержания внимания на задачах или игровой деятельности;
  • «глухота» к обращенной речи, кажется, что не слышит говорящего;
  • неспособность следовать инструкциям, незавершение дел;
  • трудности в организации задач и деятельности;
  • избегание или отказ от задач, требующих умственных усилий;
  • частая потеря вещей, необходимых для выполнения задач;
  • легкая отвлекаемость на внешние стимулы;
  • забывчивость в повседневной деятельности.

2. Гиперактивность и импульсивность

Присутствуют как минимум шесть симптомов из данной группы (для детей до 16 лет):

  • беспокойные движения, постукивания руками или ногами, ерзание на месте;
  • вскакивания с места в ситуациях, когда нужно сидеть;
  • бесцельная беготня или лазанье в неположенных ситуациях;
  • неспособность тихо играть или заниматься чем-либо;
  • действия «как будто заведенный мотор»;
  • чрезмерная болтливость;
  • выкрикивание ответа, не дослушав вопрос;
  • нетерпение, неспособность ждать своей очереди;
  • вторжение в чужие разговоры или игры.

Важные особенности – симптомы должны:

  • проявляться в течение не менее шести месяцев;
  • наблюдаться в двух и более локациях (например, дома и в школе/на работе);
  • являться несоответствующими уровню развития человека;
  • наносить значительный ущерб социальной, учебной или профессиональной деятельности;
  • не быть следствием другого психического расстройства.

Помимо основных симптомов, у людей с СДВГ часто наблюдаются:

  • двигательная неловкость: частые спотыкания, падения, проблемы с мелкой моторикой (почерк);
  • нарушение координации: трудности с командными видами спорта, требующими сложной моторной планировки;
  • сенсорная чувствительность: гипер- или гипочувствительность к звукам, текстурам, свету.

«РУКИ ДИНОЗАВРА» (T-REX ARMS) – НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ, НО ЯРКИЙ МАРКЕР

Это понятие распространено в сообществах людей с СДВГ и аутизмом. Оно описывает характерную позу, когда человек держит руки согнутыми в локтях и прижатыми к груди, с расслабленными кистями, напоминая короткие лапы тираннозавра. Это поведение может быть:

  • сенсорным феноменом. Поза оказывает успокаивающее, организующее воздействие на нервную систему, снижая тревогу и помогая сконцентрироваться.
  • проявлением энергосбережения. Нейротипичные люди часто используют широкую, открытую жестикуляцию. Для мозга с СДВГ, который и так тратит много ресурсов на контроль и координацию, это может быть энергозатратно. «Руки динозавра» – энергоэффективная, эргономичная поза по умолчанию.

ВАЖНО. Это не диагностический критерий, но красноречивая иллюстрация того, как неврологические особенности проявляются в телесных практиках.

СДВГ У ДЕТЕЙ: БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО «АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК»

У детей СДВГ часто маскируется под лень, неусидчивость или плохой характер. Проблемы возникают в школе: несмотря на нормальный или высокий интеллект, ребенок может хронически не реализовывать свой потенциал из-за трудностей с организацией, запоминанием заданий и контролем импульсов.

Социальные взаимодействия страдают из-за импульсивности: ребенок может перебивать, не соблюдать правила игры, что приводит к отвержению сверстниками. Это формирует низкую самооценку и тревожность.

СДВГ У ВЗРОСЛЫХ

СДВГ не «перерастается». С возрастом гиперактивность часто трансформируется во внутреннее беспокойство, а на первый план выходят проблемы организации, прокрастинация, трудности с управлением временем и эмоциями. Взрослые с недиагностированным СДВГ могут:

  • менять места работы из-за «скуки» или конфликтов;
  • иметь финансовые проблемы из-за импульсивных трат;
  • испытывать сложности в отношениях из-за эмоциональной дисрегуляции;
  • страдать от повышенной тревожности и депрессии как сопутствующих расстройств.

ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Без диагностики и поддержки СДВГ серьезно снижает качество жизни. Повышаются риски:

  • академической и профессиональной неуспеваемости;
  • травматизма из-за импульсивности и невнимательности (ДТП, бытовые травмы);
  • попытки самолечения с помощью психоактивных веществ;
  • психических расстройств: тревожные расстройства, депрессия, биполярное расстройство (коморбидность достигает 50-70 %);
  • социальной дезадаптации: трудности с созданием и поддержанием семьи, дружеских связей.

Однако при правильном подходе (терапия, медикаментозное лечение) люди с СДВГ могут не только успешно адаптироваться, но и использовать свои сильные стороны: креативность, нестандартное мышление, гибкость, энтузиазм и способность «гиперфокусироваться» на интересующих задачах.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯЛЮДЕЙ С СДВГ

Образовательный процесс требует адаптации.

1. Четкие, короткие инструкции, разбивка больших задач на маленькие шаги.

2. Минимизация отвлекающих факторов – отдельная парта, наушники с шумоподавлением.

3. Двигательная активность – разрешение тихо ерзать, использование антистресс-игрушек, возможность вставать и двигаться.

4. Визуализация – использование планеров, чек-листов, цветных маркеров.

5. Немедленная обратная связь и поощрение.

6. Акцент на сильных сторонах – проектная деятельность, творческие задания.

КТО И КАК ДИАГНОСТИРУЕТ СДВГ?

Диагностика – это комплексный процесс, который в России имеют право проводить только врачи-психиатры. Также к процессу могут подключаться клинические психологи и неврологи. Процесс включает:

1. Подробный сбор анамнеза (истории жизни и симптомов).

2. Стандартизированные опросники.

3. Патопсихологическое исследование: проводится клиническим психологом для оценки когнитивных функций.

4. Исключение других причин: проверка слуха, зрения, функции щитовидной железы и т. д. Важно дифференцировать СДВГ от тревожных расстройств, последствий травм, расстройств аутистического спектра.

Своевременная диагностика и грамотная поддержка позволяют человеку с СДВГ превратить свои особенности в сильные стороны и построить успешную, полноценную жизнь.

Подписывайтесь на наш дзен-канал

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписывайтесь на наш видео-канал на youtube


     15.09.2025     Просмотров: 22  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость