Фефекты фикции

Когда маленький ребенок вместо «рыба» говорит «лыба» – это смешит и умиляет. Но до какого возраста этот дефект речи вовсе не считается дефектом? И когда ребенку пора показывать логопеду?

/

Картавьте на здоровье

Логопеды утверждают, что произносить неправильные звуки деткам разрешается до 4,5-5 лет. При этом они также могут коверкать слова. Это обусловлено тем, что у них еще не до конца сформирован звуковой строй речи и они пробуют разные варианты.

Ребенок может неправильно произносить шипящие звуки, может не выговаривать звук «р» или твердую «л». К пяти годам у большинства детей речь выправляется самостоятельно и помощь логопеда не требуется.

А уж если после пяти лет вы слышите, что ребенок говорит неправильно или нечетко произносит пресловутое «р» – не упустите момент. Чем старше ребенок, тем труднее исправить его произношение.

Стоит насторожиться

Есть ошибки речи, при которых родители должны насторожиться, даже если ребенок только начал говорить.

Заменяет звуки. Если ребенок говорит «сыска» вместо «шишка» – волноваться не стоит, возможно он просто еще не умеет выговаривать звук «ш». Но если он и в других словах взаимозаменяет эти звуки, например, «шобака» – «собака» или «сапка» – «шапка», это означает, что он не различает звуки «с» и «ш» и требуется помощь логопеда.

Глотает слоги или добавляет лишние. До трех и даже до четырех лет ребенок может коверкать слова до неузнаваемости. Но и в его варианте слово должно содержать правильное количество слогов. Например, «шап-ка» может быть «ша-ка», «ша-па», но не «ша-па-ка» или «шап». При этом ребенок обычно добавляет или убирает согласные звуки, но не гласные. Если ребенок убирает гласные и нарушает слоговую структуру – это значит, что малыш не слышит ритма слова. Это нарушение тоже потребует вмешательства логопеда.

Жует слова. Ребенку уже больше трех лет. А он говорит вяло. Как будто у него каша во рту. В этом случае надо обратиться к логопеду и делать специальные упражнения.

Говорит в нос. Это может быть связано не только с разросшимися аденоидами.

Заикается. Нужна обязательная консультация специалиста.

Все по возрасту

Речь ребенка формируется постепенно. Роль логопеда обуславливается не только постановкой правильных звуков, он также проверяет развитие ребенка, его словарный запас, оценивает его способность правильно строить предложения, пользоваться предлогами.

В 2-2,5 года у малыша уже должен быть довольно большой запас слов. В это время он начинает говорить фразы и предложения из трех и более слов. В три года малыш уже может рассказывать сказки и короткие стишки. Он – в возрасте почемучки, и если ребенок не любознателен, это должно насторожить родителей. Также необходимо обратиться к логопеду, если ребенок не запоминает новые слова, не может запомнить стихи. В пять лет ребенок уже должен правильно согласовывать слова в роде и числе, а к шести – и в падеже.

Учим говорить

Роль родителей одна из самых главных в формировании правильной речи ребенка. И делать это надо с самого рождения.

Не сюсюкайте. Ребенок запоминает нашу речь, учится и копирует. Говорите правильно. Если ребенок говорит «гав-гав», нужно похвалить: «Правильно, «гав-гав», это собака».

Говорите с малышом. Рассказывайте, что его окружает, что вы делаете, каждую мелочь, каждую деталь: «держи яблоко, оно круглое, красное, сладкое».

Не заставляйте. До 4 лет не нужно заставлять малыша произносить отдельные звуки.

Игры

Тренируем речь

С самого раннего детства нужно развивать у ребенка мелкую моторику. Чуткие пальчики – правильная речь.

1. Возьмите две одинаковые коробочки и насыпьте в одну крупные бусинки (горох), в другую пуговицы (фасоль). Посередине поставьте третью коробочку. Попросите малыша складывать пуговицы и бусинки в пустую коробку двумя руками одновременно.

2. Такие игры как «на ощупь определить предмет» прекрасно развивают тактильные ощущения.

Тренируем зрительную память

Возьмите из книги любую картинку, где много деталей, и попросите ребенка перерисовать ее как можно точнее. Не столь важно, как красиво ребенок нарисует. Важно, чтобы он как можно больше деталей вспомнил и нарисовал.

Тренируем слуховую память

Может ли ваш ребенок по характерному шуму в другой комнате определить, кто или что издает этот звук? Например, хлопнула дверца холодильника, мама включила микроволновку, папа бреется.


     20.03.2012     Просмотров: 2416  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость