Права пациентов как за них бороться
Есть тема, которая волнует абсолютно всех – это качество медицинского обслуживания. Слишком часто российский пациент оказывается беззащитным против произвола врачей.
Что нужно знать, чтобы иметь возможность получать своевременную и квалифицированную медицинскую помощь? Об этом рассказал председатель Совета Российского общества защиты пациентов Андрей ХРОМОВ.
– Андрей Викторович, Вам, наверное, по роду своей деятельности приходится слышать, что врачи порой просто отказываются принимать больного, ссылаясь то на отсутствие талонов, то на день ветеранов, то просто на то, что нужный врач в отпуске. И человек в итоге не получает необходимой медицинской помощи. Что в таком случае делать?
Андрей Хромов
– На практике это действительно распространенная ситуация. В Уголовном Кодексе РФ есть статья за неоказание медицинской помощи больному. Но у врача поликлиники, скорее всего, существует определенная «квота» на прием больных. И каждый «лишний» человек – «вне закона». К тому же, у нас в стране серьезная нехватка врачебных кадров. А те врачи, которые есть, получают столько, что вынуждены подрабатывать в нескольких местах, чтобы кормить свои семьи. В такой ситуации им не до проблем пациентов.
– То есть нужно обращаться к администрации медицинского учреждения, а не разбираться с врачом?
– Да, если пациент получил от врача отказ и есть сомнение в правомочности этого отказа, то нужно идти к заведующему поликлиникой, писать заявление. В заявлении надо описать факты по существу. Например: «Уважаемый (имя, отчество) заведующий поликлиникой такой-то. Не могу сегодня (дата), попасть на прием к такому-то специалисту. Мотивация отказа такая-то. Прошу подтвердить или опровергнуть данную информацию». И требуйте письменного ответа на свою претензию. То, что пациенту сказали устно, на самом деле ничего из себя не представляет – это может быть обычной отговоркой. А вот за свой письменный ответ заведующий будет нести ответственность. И, скорее всего, на самом деле разберется, почему вас не принял нужный специалист.
При этом не нужно впадать в отчаяние, ругаться, тратить нервные клетки, рассказывать, что вам кто-то что-то обещал и не сделал. Всегда просите вразумительного письменного ответа. Это – реальный шанс, что вы решите свою проблему. И пишите заявление в двух экземплярах: один отдавайте секретарю медицинского учреждения, второй оставляйте у себя, но на вашем секретарь должен расписаться и поставить печать. Тогда вы сможете и дальше отстаивать свои права.
– Бывает, что больным отказывают в госпитализации под предлогом того, что в больнице нет мест. Что делать в этом случае?
– Если в госпитализации есть острая необходимость, то отказ – это неоказание медицинской помощи. Госпитализировать обязаны хоть в коридор и оказать срочную медицинскую помощь. Любой отказ в медицинской помощи также необходимо оформлять письменно. Скажите врачу, который отправляет вас восвояси, что вы все понимаете, но вам нужен документ, в котором будет написано, на основании чего вам отказывают в госпитализации в стационар. Нет мест? Напишите, пожалуйста, что у вас нет мест. Всегда просите документ. А в нем должны быть дата и подпись врача. Когда вы потребуете письменного свидетельства ситуации, к вам будет совсем другое отношение. Обычно в таких случаях врач говорит: «Ну, я сейчас еще схожу, уточню. Может, и есть места…». И какие-то варианты вам все-таки будут предложены.
– Наверное, пациенту важно соблюдать спокойствие в таких ситуациях?
– Никогда не нужно в больнице устраивать скандалов – это приведет не к решению проблемы, а к конфронтации. Ведь действительно может быть, что мест нет, или какая-то другая ситуация объективно складывается не в вашу пользу. Но в любом случае просите написать мотивированный отказ. Если вы выясните, что места в больнице все же были, а вас не госпитализировали – 100% вероятности того, что виновный врач будет нести административную ответственность. А если после отказа произошли серьезные события – наступает уголовная ответственность.
В больнице
– А если пациент уже в больнице, но ему кажется, что ему мало уделяют внимания или лечат не так? Он может контролировать этот процесс?
– Вмешиваться в процесс лечения пациент не может. Но требовать ксерокопию из своей медицинской карты, заверенную заведующим отделением, имеет право. У него есть основания иметь информацию о диагнозе, о назначенном курсе лечения, о его ходе. И если он посчитает, что вследствие лечения ему стало хуже, с этими документами он может обратиться в суд.
– В защиту врачей необходимо тоже что-то сказать. Ведь иногда бывает, что и пациент не прав. Наверняка Вы и с такими случаями сталкиваетесь?
– Нередко бывает, что пациент воюет ради войны. В таком случае мы ему напоминаем, что самый плохой мир всегда лучше самой хорошей войны. Нужно действовать цивилизованно и искать компромисс. И врачу, и пациенту нужно вести себя разумно и достойно, не видеть друг в друге врагов. От этого выиграют обе стороны.
Лариса ЗЕЛИНСКАЯ (фото автора)